Сегодня в Казани с лекцией выступил один из ведущих мировых экспертов в области городского устройства и урбанистики Энрике Пеньялоса. В числе слушателей был Президент Татарстана Рустам Минниханов. Также лекцию экс-мэра колумбийской столицы Боготы, председателя Совета директоров Института транспорта и развития Нью-Йорка прослушали члены Правительства РТ, сотрудники исполкома Казани, архитекторы и другие специалисты.
Вчера Энрике Пеньялоса встретился с Президентом Татарстана, а также совершил прогулку по Казани. И сегодня в ходе лекции он приводил примеры в том числе и увиденные им в столице республики.
Как отметил в начале лекции Энрике Пеньялоса, комфортный для жизни город – одно из основных условий для того, чтобы люди ощущали себя счастливыми. При этом, по мнению эксперта, сам по себе экономический рост не делает город комфортным для жизни. Наоборот - именно комфортная среда может сделать город экономически успешным, привлекая людей.
«В хорошем городе люди хотят выходить в общественные места. С точки зрения урбанистического дизайна хороший город - такой, где приятно гулять», - заявил Э.Пеньялоса.
При этом городская среда, по словам эксперта, должна быть удобна и комфортна для всех жителей, вне зависимости от их достатка, богатые и бедные должны иметь возможность одинаково пользоваться благами, что особенно важно для городов, где высок уровень социального неравенства.
Однако среда для людей конфликтует со средой для машин, и здесь, по мнению Энрике Пеньялосы, следует вставать на сторону пешеходов. Современные подходы в урбанистике предусматривают выделение широких пешеходных зон за счет сокращения автомобильных дорог, организацию парков, других элементов общественного пространства. «Заставлять пешеходов уходить под землю - проявление неуважения», - считает Э.Пеньялоса.
Особенно важны для создания комфортной среды набережные – по словам Энрике Пеньялосы, это настоящие сокровища городов, которые делают людей счастливыми. Как отметил эксперт, набережные, во-первых, не должны быть частными, доступ на них должен быть открыт для всех, а во-вторых, рядом не должно быть автомобильных дорог.
Места для прогулок, по мнению Энрике Пеньялосы, не должны заменяться торговыми центрами. Вместо шопинг-моллов, по словам эксперта, люди должны стремиться посещать пешеходные зоны, в том числе и с многочисленными небольшими магазинами. Даже на «дорогой» пешеходной улице менее обеспеченные горожане не будут чувствовать себя ущемленными, в отличие от престижных торговых центров.
Комфортную среду для пешеходов важно создавать рядом с каждым зданием, первые этажи должны быть привлекательными для посещения, считает Энрике Пеньялоса. Нельзя отдавать места рядом со зданиями под парковку машин.
Отдельно эксперт коснулся в своей лекции вопроса о транспорте. По мнению Энрике Пеньялосы, строительство широких шоссе и развязок в городах не решает проблему пробок, а лишь еще больше привлекает автомобили, тем самым создавая новые пробки. Вместо шоссе Э.Пеньялоса предложил строить широкие бульвары, где преимуществом обладали бы пешеходы, и привел в пример Елисейские поля в Париже. На этой 10-полосной улице есть широкие тротуары, многочисленные наземные пешеходные переходы со светофорами, и пешеходы не чувствуют себя ущемленными.
Вместе с ограничением движения автомобилей властям следует создавать хорошие условия в общественном транспорте. Выделенные полосы для автобусов все шире внедряются по всему миру, даже в тех городах, которые обладают развитым метрополитеном.
«Проблема мобильности - это вопрос того, как распределяется дорожное пространство, - подчеркнул Энрике Пеньялоса. - Технически и с точки зрения общественного равенства очень важно отдавать приоритет автобусному движению».
«Дорожное пространство - это самое ценное в городе, - уверен эксперт. - И то, как распределять его - это абсолютно не техническое решение. Это стопроцентно политический вопрос».
Не менее важно, по мнению Э.Пеньялосы создавать велодорожки. Даже в зимней Казани гость вчера увидел велосипедистов, а значит, считает эксперт, этот вид транспорта будет востребован. При этом велосипедная дорожка является символом общественного равенства, поскольку человек на велосипеде за 30 долларов обладает такими же правами, как и водитель автомобиля за 30 тысяч.
«Хороший город - это не тот город, где даже бедные ездят на автомобиле, а тот, где даже богатые ездят на общественном транспорте или велосипеде», - резюмировал Энрике Пеньялоса.
Президент Татарстана Рустам Минниханов согласился с тем, что строительство новых развязок и дорог является мерой, способной лишь временно решить транспортную проблему. «Мы согласны с тем, что должно быть удобное городское пространство, много зеленых зон, набережных», - заявил Президент РТ.
Он поинтересовался у Энрике Пеньялосы - что, по мнению эксперта, властям Казани следует предпринять в первую очередь.
Как заявил Э.Пеньялоса, самое важное – это избежать роста города вширь. Нужно застраивать город ближе к центру, чтобы для людей не было проблемой доехать до любого конца Казани на общественном транспорте. Исторический центр города Энрике Пеньялоса считает настоящим сокровищем столицы РТ. Чтобы создать там комфортные условия для жизни, следует, по мнению эксперта, организовать выделенные полосы для общественного транспорта, удобные пешеходные зоны. «И бояться пробок не надо - это только сократит использование машин, - подчеркнул Э.Пеньялоса. – Но утрата парковок должна одновременно сопровождаться появлением широких тротуаров, чтобы люди видели, что они получают взамен».
Сегодня и завтра Энрике Пеньялоса прочтет в Казани еще ряд лекций для специалистов градостроительной отрасли и студентов.