Рустам Минниханов: «Существующая форма взаимоотношений федерального и региональных бюджетов не позволяет решать актуальные задачи по развитию метрополитенов»

16 ноября 2007 г., пятница
Приоритетные задачи по проблемам метростроения в России и проект подпрограммы «Метрополитен» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской  Федерации (2010-2015 годы)» обсуждались сегодня в Казани (ТРК «Корстон) на выездном заседании Совета Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор).

В заседании Совета, которое провел руководитель Росжелдора Игорь Ромашов, приняли участие Премьер-министр Республики Татарстан Рустам Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин.

Обращаясь к участникам совещания, глава Кабинета министров РТ Рустам Минниханов отметил, что сегодня в столице Татарстана будут обсуждаться темы, актуальнейшие для всех городов, которые имеют или планируют построить метрополитен. «Мы уже ощутили на себе, насколько правильным было решение о строительстве метрополитена в Казани, которое мы приняли 10 лет назад, - сказал Рустам Минниханов. - Хотя тогда у нас еще не было такого насыщенного транспортного движения. Сегодня с каждым днем востребованность и необходимость метрополитена растет, и мы видим, насколько эффективно работают наши первые пять станций метро».

Премьер-министр РТ выразил общую озабоченность субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены метрополитены, отношением федерального центра к развитию и строительству метро. «Та форма взаимоотношений федерального и региональных бюджетов, которая сегодня существует, не конструктивна и не позволяет решать задачи по развитию метрополитенов, которые стоят перед этими городами, - считает Рустам Минниханов. - В ближайшее время мы должны сдать еще две станции, и это очень серьезная финансовая нагрузка на наш бюджет». Глава Правительства РТ предлагает изменить соотношение финансирования строительства метрополитена в сторону федерального бюджета или хотя бы добиться софинансирования в этом вопросе.

«Я думаю, заинтересованность в решении этого вопроса должны проявить города и субъекты федерации, на территории которых расположены метрополитены», - сказал он.

Мэр Казани Ильсур Метшин отметил, что перегруженность дорог транспортом является большой проблемой во всех городах-миллионниках. Опыт развития крупных городов во всем мире показывает: в условиях развития автомобилизации необходимо обеспечивать приоритет общественному транспорту и развивать его скоростные виды. Наиболее целесообразно строительство метрополитена.

Несмотря на небольшую протяженность, Казанское метро уже имеет пассажиров, которые пользуются этим видом транспорта постоянно, сказал г-н Метшин. Предполагается, что после ввода в эксплуатацию двух новых станций пассажиропоток увеличится втрое.

В Казани продолжается строительство второго пускового комплекса метрополитена, сметная стоимость которого 7,4 млрд. руб. Новые станции свяжут крупные спальные районы и районы Заречной зоны с центром города. По словам Ильсура Метшина, уже в следующем году на эти цели необходимо более 6 млрд. руб. (Для сравнения: первые пять станции обошлись в 5 млрд. руб., из которых 1 млрд. руб. выделило федеральное правительство, 4 млрд. - средства Республики Татарстан и Казани в процентном соотношении 17 к 83).

Ильсур Метшин заявил, что такой принцип софинансирования является непомерно тяжелой ношей для бюджетов субъектов федерации и муниципалитетов. Он присоединился к пожеланиям Правительства Татарстана о 50-процентном  финансировании от потребностей для строительства метро со стороны федерального центра. «Мы сегодня как никогда остро чувствуем востребованность метро и верим, что будут найдены решения для продолжения строительства метро во всех городах, где оно существует», - сказал мэр Казани.

Руководитель Росжелдора Игорь Ромашов сообщил, что в 11 городах России осуществляется развитие и строительство метрополитена: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Челябинске, Омске, Красноярске, Казани и Уфе. Ежегодно 7 действующих метро в России перевозят 4,2 млрд. пассажиров, что более чем втрое превышает пассажироперевозки всей сети железных дорог России.

Игорь Ромашов также подчеркнул, что главным сдерживающим фактором в стабильном развитии метрополитена является вопрос восстановления доли федерального бюджета в ежегодном финансировании в размере 50%.

«Минтранс РФ совместно с Росжелдором будут продолжать работу по восстановлению доли федерального бюджета в размере 50% средств, направляемых на строительство метрополитенов в городах России» , - сказал он.

По его словам, государственные капвложения, предусмотренные на отрасль «Метростроение» (ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов»), составляют в 2008 году – 8,8 млрд. руб.,  2009 году – 9,68 млрд. руб., 2010 году – 10,65 млрд. руб. (соответственно, 12, 11,4 и 10,6% от годовой потребности).

Таким образом, размер финансирования составит менее 20% от потребности, отметил Ромашов.

Что касается ФЦП «Развитие метрополитенов в городах Российской Федерации на 2010-2015 годы», то в нее вошли 12 городов России с вводом в эксплуатацию за 6 лет 146,1 км новых линий с 89 станций и 14 депо (в том числе Казань – ввод в эксплуатацию новых линий 9,8 км, 5 станций).

Ориентировочная стоимость программы на 2010-2015 годы составит 735,83 млрд. руб. на условиях софинансирования, то есть по 368,65 млрд. руб. федеральный центр и субъекты РФ.

Игорь Ромашов заявил, что вопрос сбалансированного финансирования развития и строительства метро сегодня ставится на самых высоких уровнях, и Росжелдор будет обоснованно отстаивать свою позицию в развитии метро как основного общественного городского транспорта в крупных городах страны.  

Пресс-служба Кабинета министров РТ.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования