Федеральное законодательство не содержит положений о порядке осуществления контроля над деятельностью управляющей организации. Управляющая организация - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие управление многоквартирным домом. Установление правил такого контроля возлагается на общее собрание собственников помещений. Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управляющая организация может быть выбрана:
на общем собрании собственников помещений дома; на собрании членов ТСЖ, если общее собрание собственников создало ТСЖ, а члены ТСЖ решили, что целесообразно прибегнуть к помощи профессиональной управляющей компании; на открытом конкурсе по отбору управляющей организации, если собственники не определились со способом управления или выбранный способ управления многоквартирным домом не был реализован.В любом случае основанием для возникновения правоотношений между управляющей организацией и собственниками помещений является договор управления многоквартирным домом.
Договор, на основании которого управляющая компания осуществляет свою деятельность, называется договором управления многоквартирным домом, который предусмотрен статьей 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме. Если стороной по договору является ТСЖ, то его подписывает председатель ТСЖ. Если управляющую компанию выбрало общее собрание собственников помещений, то закон требует, чтобы с каждым собственником помещения заключался договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания. Таким же образом договор оформляется и в случае проведения открытого конкурса.
Существенные условия договора названы в пункте 3 статьи 161 ЖК РФ. К ним относятся:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Для контроля деятельности управляющей организации согласно пункту 11 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за год. Иной порядок может быть предусмотрен договором управления.
Согласно статье 2 ЖК РФ органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль над исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В настоящее время государственный контроль в сфере жилищных правоотношений осуществляет Государственная жилищная инспекция. В республике эти функции закреплены за Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан, основной задачей которой согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 января 2003 г. №55 «О Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан», является контроль за:
защитой прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, в том числе за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества и нормативов потребления, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности; соблюдением требований жилищного законодательства всеми участниками жилищных отношений (гражданами, собственниками жилищного фонда независимо от форм собственности; управляющими; подрядными организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные и другие услуги) на территории Республики Татарстан; выявлением и предупреждением нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, принятием необходимых мер по выявленным нарушениям.Также контрольными функциями согласно Закону Республики Татарстан от 17 марта 2006 года № 21-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Татарстан в области жилищно-коммунального хозяйства» наделены органы местного самоуправления. В городе Казани таким органом является Исполнительный комитет муниципального органа Казани.
Министерством разработан ряд нормативно-правовых актов, в том числе приказ от 28 сентября 2006 г. № 173/О «Об утверждении критериев эффективности работы управляющих компаний в жилищной сфере, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и жилищных кооперативов» и дано разъяснение в связи с вступлением в действие Федерального закона РФ от 29 декабря 2006 года № 251-ФЗ «О внесение изменений в Жилищный кодекс РФ и статью 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».