Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин выступил перед депутатами с отчетом о результатах деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2021 год

21 апреля 2022 г., четверг

Сегодня Премьер-министр Республики Татарстан Алексей Песошин выступил на тридцать первом заседании Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва с отчетом о результатах деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2021 год.

Напомним, что ранее документ поступил в Государственный Совет РТ 8 апреля и был обсужден во всех комитетах Госсовета по профильным направлениям. Учитывая важность рассматриваемого вопроса, главы муниципальных районов и городских округов республики принимают участие в заседании Госсовета РТ в режиме видеоконференцсвязи.  

Тезисы выступления Премьер-министра РТ с отчетом о результатах деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2021 год

«Несмотря на высокую волатильность цен на энергоресурсы на мировых рынках, курса валюты и сложную эпидобстановку, благодаря федеральным и республиканским мерам поддержки, активизации деятельности предприятий, 2021 год характеризовался возвратом экономики страны и республики на допандемийный уровень.

Валовой региональный продукт республики, по оценке, составил почти 3 трлн 355 млрд рублей при темпе роста 103,8%.

Объем инвестиций в основной капитал превысил 683 млрд рублей (683,3) или 105,5% в сопоставимых ценах к 2020 году.

Основными факторами экономического роста стали: ввод новых мощностей промышленного производства; увеличение загрузки системообразующих предприятий; рост объемов выпуска нефтепродуктов, химической продукции, машиностроения; поэтапное увеличение добычи нефти, а также восстановление потребительского рынка.

Существенный рост показала и строительная отрасль, которая обеспечила рекордный ввод жилья более 3 млн кв.метров.

Вместе с тем сферы общественного питания и сельского хозяйства не смогли достичь допандемийного уровня.

Более того, прошлогодняя засуха негативно отразилась в целом на результатах агропромышленного комплекса.

Но даже в этих сложных условиях республика продолжает занимать лидирующие позиции в стране: 1-е место по молоку; 2-е – по картофелю; 6-е – по мясу скота и птицы; 7-е – по производству яиц.

Мероприятия по поддержке рынка труда по итогам года сократили в 3,5 раза безработицу и обеспечили рост реальной заработной платы на уровне около 106%.

Благодаря относительной стабилизации экономики, с территории республики мобилизовано в бюджеты всех уровней почти 1 трлн 350 млрд рублей.

В консолидированный бюджет Татарстана поступило 336 млрд 89 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов. Это позволило обеспечить финансирование первоочередных и социально значимых расходов, и продолжить реализацию региональных составляющих национальных проектов и республиканских программ.

В целях дальнейшего повышения качества жизни и формирования благоприятной среды реализованы: 44 республиканские программы; 12 федеральных проектов и 6 государственных программ; внепрограммные мероприятия.

Общий объем капвложений в объекты инфраструктуры по данным направлениям за прошлый год превысил 96,5 млрд рублей. Эти средства позволили построить и капитально отремонтировать более 4 тысяч 600 объектов.

Открыли свои двери 17 новых детских садов и 7 школ, 54 фельдшерско-акушерских пункта и 6 оздоровительных лагерей.

Было благоустроено 70 общественных пространств и 1 076 дворов.

Отремонтировано 959 многоквартирных домов, 49 детских садов и 43 школы. Модернизированы пищевые блоки в 196 школах.

Также отремонтированы 23 участковых больницы и 23 стационара, 20 спортивных школ, 14 молодежных центров, 11 подростковых клубов и 6 лагерей.

Эти и многие другие объекты позволяют существенно улучшить обеспеченность жителей республики качественной социальной инфраструктурой.

Существенно вырос объем дорожных работ. Выделенные на эти цели 97 млрд рублей, позволили построить 91 км и отремонтировать 854 км дорог; построить 6 новых и отремонтировать ещё 6 мостов; обустроить 30 подъездов к семейным фермам и животноводческим комплексам протяженностью более 47 км.

К садовым обществам построена 21 подъездная дорога.

В прошлому году начата реализация сразу несколько масштабных инфраструктурных проектов. Это скоростная автомобильная дорога М-12 «Москва-Н.Новгород-Казань» с мостовым переходом через Волгу; дублер Горьковского шоссе, Вознесенский тракт и участок Большого Казанского кольца; М-7 «Волга» на участке обхода городов Набережные Челны и Нижнекамска с мостовым переходом через Каму; Шали-Бавлы на участке Алексеевское-Альметьевск

В текущем году все основные программы по строительству и капитальному ремонту объектов социально-культурной сферы сохранены, в том числе программа «Наш Двор».

На протяжении 2021 года во взаимодействии с федеральным центром и с Вами в полном объеме обеспечивались мероприятия по сохранению и развитию социально-экономического потенциала Татарстана.

Детальный разбор основных результатов состоялся на годовых отраслевых коллегиях республиканских министерств и ведомств, отчетных сессиях муниципальных образований, в которых активное участие принял депутатский корпус.

Условия, в которых мы работали в прошлом году, преодолевая преимущественно ограничения от пандемии и волатильности на мировых рынках, сейчас существенно изменились!

В результате беспрецедентного санкционного давления на нашу страну появились новые вызовы. Для скоординированной работы всех органов власти и организаций в кротчайшие сроки был подготовлен План по обеспечению устойчивого развития экономики и создан Оперативный штаб.

Первоочередными задачами стали:

Во-первых - обеспечение населения товарами первой необходимости.

Во-вторых, сохранение занятости и программ поддержки населения.

В-третьих, бесперебойное функционирование системооб-разующих организаций через создание новых логистических и производственных цепочек.

В-четвертых, обеспечение работоспособности критически важной инфраструктуры и помощь бизнесу для адаптации к новым условиям. Остановлюсь на каждом направлении.

В конце февраля-начале марта в торговых сетях фиксировался наплыв покупателей, которые запасались впрок, прежде всего, товарами длительного хранения. В этот период приоритетом стало обеспечение бесперебойных поставок товаров на прилавки.

Благодаря налаженной системе ежедневного мониторинга, в достаточном объеме были обеспечены поставки товаров первой необходимости в магазины и распределительные центры.

Для нужд социальной сферы и работы хлебобулочных предприятий республики был создан резервный фонд сахара и муки, сохранены меры поддержки производства социальных хлебов с компенсацией затрат производителям до 4,5 рублей на килограмм продукции.

Сейчас, по результатам анализа данных контрольно-кассовой техники, можно констатировать, что розничные продажи продуктов длительного хранения стабилизировались и находятся на уровне средних объёмов потребления.

Объекты торговли работают штатно. Для удовлетворения спроса на распределительных центрах запасов достаточно.

Повышенное внимание уделяется вопросу продовольственной безопасности. Под урожай текущего года посеяны озимые культуры на площади почти 480 тысяч гектар. Обеспеченность семенами под яровой сев составляет 115%. В целях исключения импортозависимости сформирован перечень поставщиков отечественных семян технических, овощных культур и средств защиты растений. Удобрения поставляются хозяйствам в соответствии с ранее утвержденным графиком. Вся техника для проведения весенне-полевых работ подготовлена в полном объеме.

В текущих условиях, Татарстан полностью обеспечивает себя продукцией животноводства. С 19 марта возобновлены традиционные сельскохозяйственные ярмарки, где жители приобретают качественные продукты. По результатам мониторинга спроса товаров на ярмарках, поставки по ряду позиций оперативно корректируются. Продукции достаточно, и по доступным ценам, в том числе за счет компенсации фермерам из бюджета республики транспортных затрат по доставке продукции на ярмарки.

Приоритетная задача – сохранение занятости. На 20 апреля численность зарегистрированных безработных составляет 10 702 человека.

Из резервного фонда федерального правительства Татарстану предусмотрено 856 млн. рублей, в том числе на организацию: временной занятости почти 11 тысяч работников, находящихся под риском увольнения, и общественных работ для безработных граждан;профессионального обучения и доп.образования еще 3,5 тысяч работников промпредприятий.

При этом угроза напряженности на рынке труда с учетом высвобождения работников предприятий, в производстве продукции которых используются импортные комплектующие, сохраняется. Поэтому осуществляется ежедневный мониторинг, который позволяет оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию. Вопрос находится на контроле.

Значительные ресурсы направляются на поддержку населения. Все меры социальной поддержки реализуются в полном объеме. Задача – оказать помощь тем, кто наиболее уязвим – многодетным, малообеспеченным семьям, семьям с детьми инвалидами, тем, кто находится в трудном финансовом положении. Татарстан один из первых регионов страны, где перешли к внедрению адресности региональных программ, исходя из комплексной оценки нуждаемости семей. Каждый второй рубль в республике направляется на поддержку семей с детьми. В том числе за счет бюджета республики продолжаются единовременные выплаты женщинам, проживающим на селе, при рождении детей.

Также из бюджета республики семьям с доходами ниже прожиточного минимума предоставляются: электронный сертификат на 10 тысяч рублей в год на лекарственные средства детям в возрасте до 3 лет; комплекты принадлежностей для новорожденных; а многодетным полностью компенсируется плата за детский сад.

В целях содействия гражданам в преодолении трудной жизненной ситуации из года в год расширяется практика заключения социального контракта. В 2022 году этим инструментом смогут воспользоваться также малообеспеченные жители села, имеющие значительные объемы паевых земель.

Кроме того, в два раза увеличен размер единовременной выплаты на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности при заключении социального контракта – до 150 тысяч рублей.

В целях смягчения последствий санкционного давления налажена обратная связь с предприятиями. Предложения по решению возникающих проблем оперативно направляются в федеральные органы, многие из них уже реализуются.

Это, например, упрощение системы госзакупок в части корректировки условий договоров, размера авансов и сроков оплаты работ. Также:

введены мораторий на проведение проверок, на возбуждение дел о банкротстве и на штрафные санкции;

временно приостановлено расширение номенклатуры пищевой продукции, подлежащей обязательной маркировке;

сокращены сроки включения в Перечень системообразующих предприятий и обеспечена их финансовая поддержка;

разрешен параллельный импорт.

Безусловно, такие меры ориентированы на сохранение стабильного экономического развития, как крупнейших предприятий, так и предприятия малого и среднего бизнеса.

В текущих условиях повышение устойчивости экономики опирается на системообразующие предприятия. В федеральный Перечень включено 55 предприятий, на которые приходится более трети ВРП республики и 140 тысяч рабочих мест. Нахождение в данном Перечне позволяет предприятиям воспользоваться различными мерами поддержками. Например, льготным кредитованием, за которым уже обратились 15 системообразующих организаций и групп компаний промышленного сектора и сельского хозяйства на 109,7 млрд рублей. Уже одобрены 7 кредитов на 23 млрд рублей и по двум начаты выплаты.

Федеральным Правительством принято решение о докапитализации Региональных фондов развития промышленности. Республике предусмотрены 200 млн. рублей. Для бесперебойного функционирования предприятий важнейшим вопросом является импортозамещение. Доля импорта была значительная. Так, например, за последние 2 года более 21% закупок для государственных и муниципальных учреждений приходилось на недружественные страны. Для замещения импорта на базе Республиканского маркетингового центра создан Спецкаталог предложений, в котором уже собрано более 100 тысяч наименований аналогичной продукции, поставляемой российскими, в том числе татарстанскими производителями и поставщиками. База продолжает пополняться. И чем она больше, тем больше возможностей для импортозамещения. И уже есть успешные примеры формирования новых производственных цепочек.

Анализ импортных составляющих позволяет находить новые производственные ниши. Спрос сейчас формируется по всей стране и очень важно локализовать производства для его удовлетворения на территории республики, используя в том числе наши промышленные площадки. Например, предприятия республики уже наладили производство и восстановление более 2 тысяч наименований деталей на импортную сельскохозяйственную технику и оборудование. Определены приоритетные направления развития нефтехимии. Среди данных направлений - организация производства этилена, изоцианатов, каучука СКЭПТ, циклопентана, синтетических смол, малеинового ангидрида и других продуктов, не выпускающихся в стране. Налажено взаимодействие Татнефти с КНИТУ по разработке импортозамещающих продуктов, в рамках которого предложены 7 альтернативных производителей и 4 технологии. «Нижнекамскнефтехим» на базе собственного Научно-технологического центра занимается разработкой технологий импортозамещающих компонентов. В промышленном масштабе производится железнооксидный катализатор для производства изопрена, полностью заменивший аналоги иностранных компаний.

Запущена линия по выпуску катализаторов дегидрирования изопарафинов мощностью до 2 тыс. тонн в год, которая создана совместными усилиями Нижнекамскнефтехима, Казанского федерального университета.

Для нужд «Нэфис Косметикс» Татнефть проводит работу по организации производства линейного алкилбензола на базе «ТАНЕКО», а компания «Сибур» по увеличению производства альфа-олефинов на «Нижнекамскнефтехиме».

В Менделеевске расположен единственный в России завод по выпуску тонера для лазерной техники. Сейчас ведется работа по получению смолы для будущей краски из отечественного сырья.

В целом, к разработке импортозамещающей продукции привлечены около 100 малых и средних республиканских предприятий республики в сфере химической промышленности.

Из-за сложностей с отдельными импортными комплектующими КАМАЗ пока вынужденно переходит на производство автомобилей серии «К-2» и «К-3». Однако за счет имеющихся складских остатков выпуск и отгрузка автомобилей «К-4» и «К-5» продолжается. При этом предприятие ставит задачу локализовать импортные комплектующие, опираясь на работу с альтернативными поставщиками, и полноценно приступить к сборке автомобилей «К-5» с января 2023 года.

Казанский авиационный завод прорабатывает вопросы расширения производственных возможностей и замещения импортных комплектующих с учетом перспектив увеличения потребности в самолётах Ту-214 отечественными авиакомпаниями.

Другой важный вопрос – развитие информационных технологий, которые активно внедряются во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в управление производственными и технологическими процессами на промышленных предприятиях. С одной стороны, это значительно повышает контроль и управляемость сложных систем, с другой – появляются риски несанкционированного доступа. Данная ситуация усугубляется незавершенностью импортозамещения в IT-сфере. В республике этому вопросу всегда уделялось значительное внимание и предпринимались шаги по укреплению собственных информационных разработок.

Однако проблема есть. Поэтому в текущих условиях в республике принят и реализуется комплекс организационных и правовых мер в области кибербезопасности для обеспечения безопасного функционирования социальной и экономической сфер, в том числе энергетической инфраструктуры. Среди таких мер можно выделить: внедрение сервисов фильтрации трафика в сети «Интернет», оценка кибер-устойчивости оборудования, исключение неконтролируемого обновления иностранного программного обеспечения, резервное копирование ключевых элементов ИТ-инфраструктуры и многие другие.

Кроме того, уважаемые депутаты, 2022 год в Татарстане объявлен Годом цифровизации. Президентом республики принято решение о комплексном развитии цифровой инфраструктуры и согласовано дополнительное финансирование проектов в рамках реализации стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. Активно переводятся региональные и муниципальные услуги в электронный вид. Уже сегодня на территории республики в электронном виде можно получить 169 услуг. Наша задача - до конца года перевести в онлайн формат еще 162 услуги.

В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» школы оснащаются современным компьютерным оборудованием. Более 3,5 тысяч социально значимых объектов подключены к высокоскоростному интернету. Открыты 3 новых представительства iT-парка, 2 Центра цифрового образования детей «iT-куб». Ведутся работы по строительству нового iT-парка на территории бывшей фабрики «Спартак». Открытие планируется уже в августе текущего года.

В целях поддержки развития информационных технологий на федеральном уровне приняты беспрецедентные меры, среди которых:

гранты на перспективные разработки;

льготное кредитование новых проектов;

обнуление ставки по налогу на прибыль до конца 2024 года;

освобождение от налоговых проверок.

Уверен, что это позволит iT-компаниям республики существенно поддержать свое развитие!

Важнейшим фактором обеспечения экономического роста с учетом числа занятых является развитие малого и среднего предпринимательства. В этом сегменте трудятся более 40% занятых в экономике республики! По итогам года численность занятых в МСП с учетом самозанятых составила 773 тысячи человек. Поэтому вопрос адаптации малого и среднего бизнеса к новым условиям, в первую очередь, сохранение занятости, требует значительного внимания! В этих целях совместно с банками, муниципалитетами, бизнес сообществом оказывается содействие республиканским предпринимателям в получении федеральных мер поддержки. 2 тысячи 800 предпринимателей направили заявки на сумму более 34 млрд рублей на обеспечение деятельности и реализацию инвестиционных проектов. Уже одобрено около 1 тысячи заявок на 15 млрд рублей. Дополнительно в республике принят антикризисный пакет мер поддержки, который включает в себя комплекс мероприятий, финансовых и нефинансовых программ. Предусмотрены новые льготные микрозаймы Фонда поддержки предпринимательства на:

-развитие импортозамещения;

-рефинансирование кредитов с плавующей ставкой;

-поддержку резидентов промышленных парков, социальных предпринимателей, экспортеров и самозанятых;

-поддержку текущей деятельности (продукт «Содействие» для всей категорий МСП).

По линии Гарантийного фонда республики:

 - предоставляются поручительства с обнулением комиссионного вознаграждения на первые 6 месяцев,

- и реструктуризация кредитов под поручительство Гарантийного фонда с предоставлением отсрочки уплаты комиссионного вознаграждения до 3-х лет.

В части поддержки резидентов и управляющих компаний индустриальных промышленных парков, наряду с предоставлением налоговых преференций, предусмотрены льготные займы на развитие инфраструктуры и субсидирование части затрат на электроэнергию.

Антикризисный пакет предусматривает в том числе мероприятия в рамках Нацпроекта по малому бизнесу. Так, для субъектов МСП предусмотрена поддержка по сертификации, размещению на маркетплейсах, рекламе продукции, сдаче отчетности и подготовке бизнес-планов.

На уровне республики принята программа по электронной торговле. Более 19 тысяч татарстанских поставщиков предлагают свои товары на интернет-площадках. Оборот в 2021 году приблизился к 20 млрд рублей. Предусмотрена поддержка самозанятых в размещении на маркетплейсах, организации выставок-ярмарок. Сейчас в республике зарегистрировано более 177 тысяч самозанятых!

Безусловно, нынешние условия – это действительно беспрецедентный вызов для страны. Но мы не должны забывать и о коронавирусной инфекции. Вирус никуда не исчез! Да, со второй половины февраля наблюдается тенденция к снижению уровня заболеваемости. Это позволило медицинским организациям вернуться к оказанию плановой помощи и диспансеризации. В части формирования коллективного иммунитета, первой вакцинацией охвачено более 80% населения, но для поддержания иммунитета необходимо продолжить ревакцинацию. Всё необходимое для дальнейшей успешной борьбы с этим вирусом имеется. Вопрос на ежедневном контроле Оперативного штаба.

Это далеко не весь спектр направлений работы органов власти республики. Ситуация напряженная, жизнь вносит свои коррективы. Вместе с тем, инструменты для преодоления возникающих проблем и, главное, понимание путей обеспечения дальнейшего социально-экономического развития у Татарстана есть. Завершая свое выступление, хочу поблагодарить Вас за конструктивное и эффективное сотрудничество, активную и системную совместную работу по обеспечению социально-экономической стабильности, поддержке населения и бизнеса Республики Татарстан.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International